Маслаченко говорил, что Яшин испортил ему жизнь. Миллион историй от одного из лучших операторов советского ТВ

08.09.2023

Оператор Борис Саксонов

Борис Саксонов.

Фото из личного архива Бориса Саксонова

Юрий Голышак отыскал в Болгарии Бориса Саксонова.

Большое везение — встречать таких героев.

Я предлагаю Борису Марковичу, оператору номер один советского телевидения, снимавшего все-все-все самое значимое в жизни СССР, быть смелым. Говорить, если устанет. Возьмем паузу.

Но не зря Саксонов специализировался на спорте. Во всей его многогранности.

— Главное, чтоб вы не устали! — смеется Борис Маркович. — Когда мне уже было за 50, казалось, что 80-летние — глухие старики. Старше быть не может. А мне сейчас 82 года — я катаюсь на велосипеде. Живу полноценной жизнью! Поэтому ваше предупреждение «если устанете»… Ха-ха! — Отсмеявшись, добавляет: — Думаю, скорее устанете вы от меня, чем я устану говорить.

Я не отнесся серьезно. А зря. Проговорили мы 13 часов. Забыв даже про физиологические нужды.

Мне всегда было любопытно наблюдать за старостью таких героев — чья юность и зрелость пролетела в командировках. Вот Борис Маркович — если и отлучался с телевидения, только лишь для того, чтоб стать приближенным оператором президента Горбачева. А потом снова возвращался. Начиная все по сотому кругу — Олимпиады, чемпионаты мира…

Старость оператора Саксонова восхитительна. Живет в Болгарии. Отвергает сухое вино: «Предпочитаю портвейн. Только настоящий!» Катается на автомобиле в Турцию и на велосипеде по окрестностям.

С радостью вспоминает все пережитое даже в режиме видеосвязи. Я слушаю — мне и грустно, и смешно.

Жена порой прерывает наш разговор:

— Нет, Боря! Все было не так!

— Теперь вы понимаете, Юра, почему у меня было пять жен? — грустно спрашивает мой герой.

— Вы говорите уже шесть часов! — доносится до меня женский голос с ноткой укоризны.

— А ничего! — отстреливается мой герой. — Я с Кобзоном 12 часов вытерпел.

Уже обнадеживающе мне:

— Я продолжаю!

Рекорд Кобзона мы перекроем на час.

50 лет на телевидении. Девять Олимпиад. Наверное, старость такой человек и должен встречать на морском берегу. Легко исполняя незамысловатые мечты. Вроде такой:

— Захотелось мне купить фэтбайк!

— В ваши 80 с лишним?

— Да. Электрический фэтбайк. Вдруг вижу такой, от которого сразу сошел с ума. Взял! Теперь могу чесать с любой скоростью по набережной. Главная неприятность в моей сегодняшней жизни — забываю сбросить переключатель скоростей, когда слезаю с велосипеда. Он вдруг дергается вместе со мной. Все, других бед нет.

— Что за местечко у вас?

— Это в 20 километрах от Бургаса. Город Поморье. Болгары очень приветливые. Ты должен знать, какие у них закидоны, — и все будет нормально. В ста метрах от меня жила Лидия Федосеева-Шукшина.

— Встречались?

— Хотел пообщаться! А соседка моя была знакома с ней еще по Москве. Как-то говорит: «Сегодня идем в ресторан. Присоединитесь?» Туда же приходит какая-то бабка. В здоровых черных очках. Садится напротив меня, что-то про кино начали говорить. Я даже заспорил с ней. Посидели-посидели — они встали и ушли. Я говорю: «Что за бабка-то была?» — «Это ж Шукшина…» Господи! Не узнал!

— Еще будет второй шанс, Борис Маркович.

— Не будет. Они апартаменты продали.

Маслаченко говорил, что Яшин испортил ему жизнь. Миллион историй от одного из лучших операторов советского ТВ
Фото из личного архива Бориса Саксонова

«Йося! К ноге!»

— Так что у вас вышло с Кобзоном? — припомнил я.

— Работаем мы в останкинской студии. Должен приехать Кобзон, спеть что-то. Старший оператор у нас Юрий Игнатов. По прозвищу Генерал. Вся Москва знала его жену.

— С какой стороны?

— Она была директором Дома актера.

— Эскина, что ли?

— Совершенно верно, Эскина! Сам он был страшный поддавоха. Хоть оператор неплохой. На телевидение пришел, когда операторское дело только зарождалось. Поэтому свой кусок сразу ухватил и никому не отдавал. Все время говорил, что горло у него пересохло. Постоянно человеку надо было принять.

— Что ж. Это страсть святая.

— Вот сняли какую-то песню и пошли перекурить. Вы в «Останкино» бывали?

— Имел несчастье.

— Коридор длинный-длинный. Кругом студии. Курить все выходили к лестничной клетке. Кобзон тоже с нами. Вот Игнатов мялся-мялся… Хотелось отметить окончание съемки пьянкой. А денег нет!

— Кобзон не достал портмоне?

— Стоим, курим. Вдруг Игнатов зацепился взглядом за Кобзона — и вскричал: «Йося! К ноге!»

— Ничего себе заявка на победу.

— Кобзон оборачивается с легким недоумением: что за фокусы? А оператор наш смотрит в упор: «Пятерочку давай!» Ха!

— Ну и?

— Кобзон спокойно достает бумажник. Вынимает пятерку, протягивает. Ни малейшего признака недовольства. Ну и пошли дальше снимать. Потом оказалось, Игнатов его снимал, когда Кобзон был совсем мальчишкой. Опекал его. Иосиф его как отца воспринимал!

— Чудесная зарисовка.

— У меня про Иосифа есть и другая. Когда я ушел с телевидения, много работал на концертах. Звали на эту халтуру. Моя задача — стоять на сцене с репортажной камерой. В паузах находился между сценой и кулисами. Артисту вот-вот выходить — и все мне что-то говорили. Я понял: у каждого есть мандраж! Какой бы «народный» ни был!

— Так что Кобзон?

— Какой-то концерт-«сборник». Кобзон стоит рядом. Спрашиваю вполголоса: «Иосиф Давыдович, сколько будет песен?» Он так горько вздохнул: «Да одну… Больше не дают!» Вот какие у него были печали!

— Кобзон-то сутками мог петь. Дело известное.

— Мне ли не знать!

— Снимали?

— Объявлено, что Кобзон дает последний концерт. Я с камерой на плече, провод тянется. Даже присесть нельзя. Так вот этот концерт начался в семь часов — а закончился в шесть утра!

— Господи.

— Это я на всю жизнь запомнил. Какими только словами его ни крыл! Уже ноги отнимались. Умирал несколько раз. А куда денешься?

— Деваться некуда.

— Сначала Кобзон спел весь свой репертуар. Потом подключился хор Московского военного округа. Все, что пели вместе, исполнили. Думал, на этом закончат. Куда там! Кобзон перешел к еврейским песням. Я и не думал, что их так много. Потом начал петь что-то из репертуара этого американца, как его…

— Синатра?

— Вот, из Синатры! Кто-то в зале вставал, уезжал. На это место садились новые. А мне-то куда деваться? Страшное дело! Впервые в жизни простоял за камерой 12 часов.

— Заплатили хорошо?

— Заплатил Кобзон отлично — 600 долларов. Чтоб я его не убил.

Муслим Магомаев

— Вы говорили про курилку в «Останкино». Каких людей она помнит — Игоря Кириллова…

— Кириллова я прекрасно помню. Но еще ярче мне запомнился в этой курилке Магомаев.

— Не отпущу вас без этого рассказа.

— Снимали Магомаева в первой студии «Останкино». Декорации скромные — какой-то натянутый задник. Световые пятна позади. Обычно режиссер нам говорил: «Ребятки, придумайте что-нибудь». Мы придумывали! Порой выходило боком. Вот так случилось с Магомаевым.

— Какой-то конфуз?

— Снимали его с нескольких камер. Общий план, крупный. Ну и поставили «лягушку». Снимали снизу.

— Так что?

— Идем на перекур после первого дубля. Стоим на лестничной площадке — тут появляется Магомаев. Взвинченный, прикуривает дрожащими руками. Я к нему: «Муслим, что с тобой? Что не так?» Он выдает: «Терпеть не могу, когда меня снизу снимают! Я пел — и все время хотелось ударить ногой оператора, который с этой камерой…»

Геннадий Хазанов

— Пересматривал я тут чудесную передачу «В гостях у Озерова». Это же вы снимали?

— Да, я…

— Это было сложно?

— Конечно, сложно. Все-таки квартира — пространство ограничено! Там не развернешься! По центру стол. За ним сидели все великие. Чтоб в одном месте собралось столько известных людей — это было что-то. Я тоже мелькаю в кадре. Стою с репортажной камерой на коленях!

— Я видел. Поэтому и спрашиваю.

— Режиссер был Ян Садеков. Вы же о нем писали?

— Писал. Чудесный человек.

— Вспоминаются какие-то эпизоды. Вот Лева Яшин захотел перекурить. Устроили перерыв, вышли на лестничную клетку. А я уже читал, что у него с ногами херово и все прочее. Стоим, затягиваемся — и говорю: «Лев Иванович, к чему вы курите? Вам же вредно!» — «Да один раз живем…»

— Прав.

— Принимал участие Хазанов.

— О, это украшение любой компании.

— Пару раз я Хазанова снимал — у меня сложилось мнение, что это за персонаж. По крайней мере в то время. Совершенно неинтересный человек! Актер, который талантливо проговаривает написанную роль. А тогда собрались лучшие люди Москвы, самые сливки. Знали, что у Хазанова какой-то концерт, должен приехать. Все с нетерпением ждали. Ясно же — сейчас явится и всех рассмешит.

— Как иначе.

— А тот приехал — и начал такую пургу гнать!

— Я поражен.

— Видимо, потому что сценария не было. Увидел аудиторию — и принялся нести ахинею. Такую, что люди начали засыпать. Прошло несколько лет. Я приезжаю на Бережковскую набережную снимать Хазанова. Отработали — потом ему говорю: «Можно, я вас спрошу?» Я всегда тактично, под дурачка. Хазанов поднимает голову: «Что такое?» — «Почему, когда вы на сцене, — это весело и смешно? А вот сейчас я вас снимал — это было вообще не смешно?» Знаете, что он мне ответил?

— Очень любопытно.

— «А вы хотите, чтоб я вас смешил 24 часа в сутки?» Ха! Слава богу, сейчас я не работаю на всяких ток-шоу…

Старая балерина и кусок шоколада

— Что запомнилось в квартире Озерова?

— Он же из такой яркой семьи, да и сам не промах… Все столетнее! Эта квартира — как музей. Какие-то комоды, картины. Квартира человека с традициями.

— Ничего камерой не задели?

— Вроде все уцелело. Ааа! Нет!

— Что-то расколотили?

— Я случай вспомнил. Приезжает группа снимать в квартиру. Операторы, режиссеры. Это люди более-менее культурные. Но есть еще осветители!

— Это совсем другое?

— Это люди случайные. Как грузчики!

— Таких пускали в квартиры?

— Вот это самая беда. Никто не мог поручиться, что они там что-нибудь не украдут. А взять-то было что! Вот однажды приезжаем снимать старую балерину. На столике увидели французские духи. Ну и выпили.

— Какой срам.

— Так она заметила! К ним: «Ребята, зачем вы это сделали? Попросили бы — я бы вам купила бутылку. Это же так дорого стоит…»

— Вы меня убили этой историей.

— Есть еще история про осветителей. Работали на кондитерской фабрике. Привезли свои здоровенные приборы, расставили… Вдруг видят — куски шоколада!

— Надо брать?

— Только куда денешь? Как украсть-то?

— Я не представляю.

— Уходя, засунули в эти приборы. Потом забыли. На следующей съемке включают, жар пошел — все потекло!

Куда пропал Сергей Ческидов

— Вы не знаете, куда пропал комментатор Сергей Ческидов?

— Живет в Таиланде. Лег на дно. Может, он обижен на белый свет. Все это для меня загадка.

— Что загадочного?

— Мы всегда были друзьями. Прекрасно общались. Одно время агитировал его купить апартаменты в Болгарии. Не срослось, хоть жена у него деловая. Вдруг узнаю — обосновался в Таиланде!

— Написали бы.

— Вот и думаю: напишу ему в соцсетях — Сережа ответит… Что вы думаете? Даже не отреагировал! Видимо, никакого желания общаться со мной нет. Не знаю, что с ним произошло. Наговорить-то могли что угодно. Вдруг ни с того ни с сего узнал, что я голубой.

— На вас бы я сроду не подумал, Борис Маркович.

— Стал докапываться: с чего пошло-то? Оказывается, пустили слух, потому что мы с коллегой жили в одном номере в командировках. Так в советское время всех командированных селили в один номер! Но всегда найдется сволочь, которая что-то придумает! Может, и Ческидову на меня что-то наговорили?

— Наверняка.

— Поначалу-то я думал, с ним что-то случилось. Ческидов всегда жаловался — была у него какая-то болезнь, внезапно становился злой. Нас предупреждал: «Ребята, не обращайте внимания, у меня опять приступ».

— Ни одной ссоры не было?

— Только одна. Чемпионат мира по хоккею с мячом в Архангельске. Погода ужасная — ветер и мороз! Камеру в перерыве притащили в помещение — она вся текла. Не знаю, каким чудом ребята из ПТС выдавали картинку. Американцы у кого-то выиграли — взяли друг друга за руки, разбежались и на животах проехались по льду. Наш режиссер, парень с гонором, на что-то отвлекся. Показал другое. Так комментировавший Сережка Ческидов ничего умнее не придумал, как произнести: «Как жалко, что вы этого не видели, операторы вам не показали». Я в наушниках все это слышу.

— Завелись?

— Не то слово как завелся! Первым делом после матча бегу к нему: «Сережа, ну-ка пошли со мной». — «Что такое?» — «Пошли, пошли…» Приходим в комнату, где собрались пришедшие с мороза операторы. А их еще комментатор с режиссером обосрали. Обращаюсь к режиссеру: «Ты видел, что это было на камере?» — «Да, видел». — «Почему не включил?» — «Другое показывал…» Поворачиваюсь к Ческидову: «Операторы не виноваты. А ты их только что обложил на всю страну. Извинись!»

— Он?

— Поник: «Ребята, если все так — я извиняюсь».

— Но приятных воспоминаний больше?

— Ой, сколько у меня с ним прожито, с Сережкой! Мы были знакомы задолго до того, как он стал главным на ТВЦ. Самая смешная история случилась в Нагано.

— Что такое?

— Ездил с нами парень-редактор. Мечтал купить в Японии недорогой автомобиль. Потом перегнать в Москву. С нами был приятель-полиглот, обещал помочь. Даже японский знал! Вот как-то едем, видим — стоят автомобили. Среди сотни праворульных один, «Фольксваген» 70-х годов, с левым рулем. Цена — две тысячи долларов. Редактор воодушевился: «Такая машина мне и нужна!»

— Купили?

— Идем в контору, наш полиглот объясняет: «Человек интересуемся вашим автомобилем». Японцы обрадовались до смерти. Не знали, куда сбагрить этот «Фольксваген». Кто такой хлам купит? Сразу всех нас повели в какую-то чайхану. Угощали по полной программе! Можно лохов-то накормить!

— Еще бы.

— Вроде сговорились. Встает вопрос: как перегнать в Россию? В Японии полно компаний, которые этим занимаются. Но Нагано… Там европейцев впервые увидели, когда Олимпиада была!

— Вот бы не подумал.


Источник