Не такой, как все. Автомобилист побеждает, бросая вызов трендам КХЛ

27.09.2024

«Автомобилист» побеждает, бросая вызов трендам КХЛ

Молодёжь, скоростной хоккей, атакующий стиль? Уральская команда набирает очки за счёт прагматизма.

«Автомобилист» провёл максимально спокойное межсезонье после исторической бронзы. На фоне грандиозных пертурбаций в «Ак Барсе», резкого ухудшения глубины в «Салавате Юлаеве», тотальных изменений в СКА и ЦСКА состав уральцев оставался почти неизменным. Уход Сергея Широкова и местного воспитанника Алексея Макеева срезонировал, но 90% команды, остановившейся в одном шаге от финала, удалось сохранить. Эта стабильность сама по себе казалась преимуществом на фоне конкурентов.

Спустя 10 игр сезона «Автомобилист» на коне: уральская команда идёт на первом месте Востока с небольшим отрывом, пропущено лишь 16 шайб (из которых половина пришлась на две гостевые игры в Нижнем Новгороде и Уфе). Вратари «Автомобилиста» оформили три «сухаря», а вчера были очень близки к четвёртому. Защита в последних четырёх выездных матчах не пропустила ни одного гола в равных составах и даже вчетвером: все шайбы пришли в ворота в формате «3 на 5». В чём же сила команды Николая Заварухина?

Тактически «Автомобилист» — настоящий хамелеон. И в прошлых сезонах гостевая модель игры сильно отличалась от домашней, но в этом году это различие максимально очевидно. Смотреть гостевые матчи «Автомобилиста» в этом сезоне просто тяжело: так в представлении хейтеров играет «Локомотив». Однако команда Игоря Никитина почти всегда старается играть агрессивно: екатеринбуржцы же в гостях в основном строят насыщенную среднюю зону, где игроки всегда навязывают борьбу оппоненту и чаще всего выигрывают единоборства. При нужном счёте «Автомобилист» может даже не откатываться, а убивать время за счёт стерильного владения в чужой зоне — и попробуй отбери шайбу у мастеровитых форвардов топ-6.

Анатолий Голышев

Анатолий Голышев

Фото: Антон Басанаев, photo.khl.ru

Но при этом дома, при своих болельщиках, «Автомобилист» может играть совершенно иначе. Разгром «Салавата» (6:1) начался с ураганного первого периода, где были и массированное давление, и активные подключения защитников аж под ворота, и отличные скорости. Отрезками в домашних играх можно увидеть настоящий тотальный хоккей, и есть ощущение, что тренерский штаб хочет видеть такую игру в позиционной атаке. В прошлом году атаки «Автомобилиста» часто сводились к набросам от синей линии и попыткам «закопать» шайбу с пятака. Для лидеров команды это не самый удобный стиль, а нижним звеньям было вполне комфортно, но не хватало класса в реализации. Теперь самые высокооплачиваемые игроки могут показывать свои лучшие качества.

Никуда не пропали спецбригады, которые в прошлом году стали одним из ключевых факторов плей-оффного успеха. Статистику меньшинства испортили только отрезки игры втроём — а вчетвером «Автомобилист» пропустил лишь дважды, и обе этих шайбы пришли в Уфе. Герои прошлогодней спецбригады никуда не делись: защитники «Авто» не теряют позицию и словно примагничивают к себе шайбу, а форварды качественным прессингом разбивают чужие атаки, принимают простые и правильные решения. Большинство «Автомобилиста» звенит чуть слабее, но процент реализации все равно около 20%, а моменты создаются.

Можно отметить прогресс хоккеистов, которые оставались в тени. Отличный старт проводит Сергей Зборовский, который несколько лет назад выглядел не самым топовым домоседом. Теперь он превратился в мощного двустороннего защитника, который может и атаку разогнать, и голевой пас в меньшинстве соорудить. Без энергии Максима Денежкина уже сложно представить себе четвёртое звено: форвард словно воплощает лучшие качества ярославской школы с её цепкой игрой в обороне и неуступчивостью в любом моменте. Владимир Кузнецов соорудил роскошный гол в Новосибирске и доказывает, что со своей жёсткостью и классным броском может стать идеальным партнёром для давней связки Валк — Мэйсек.

Наконец, у «Автомобилиста» — лучший вратарский тандем. Именно тандем: за спиной игравших в финале Набокова и Исаева бэкапы, которые очень сильно уступают им в опыте. Здесь же и Евгений Аликин, и Владимир Галкин могут быть первыми номерами в любом клубе КХЛ, и игровое время они делят почти одинаково. Многие опасались, что Аликин не адаптируется к игре в большом клубе после «Амура», но Евгений ничуть не потерял в уровне по сравнению с Хабаровском. Галкин, пожалуй, пересидел в ВХЛ, однако на нём это никак не сказалось: вратарь очень прибавил в уверенности и спокойствии по сравнению со своими первыми играми. Оба голкипера негабаритные по современным меркам, но очень быстрые, с хорошей реакцией — Заварухин уже отметил работу тренера вратарей Вадима Тарасова.

Владимир Гaлкин

Владимир Гaлкин

Фото: Светлана Садыкова, photo.khl.ru

Что пока на старте не получается? Явно большего ждали от двух новичков — Брендана Лайпсика и Ника Меркли, которые на двоих набрали лишь семь очков. Натурализованный канадец сейчас выходит в первом звене — и видно, что голова у него светлая, руки ничего не забыли. От Брендана можно увидеть интересные решения и нестандартные ходы — проблема словно бы в синхронизации игры с уже устоявшейся связкой Да Коста — Голышев. Меркли же будто вообще в игру не вписывается, хотя в большинстве он моментами бывает полезен. Однако можно сказать и по-другому — «Авто» ещё имеет резервы с такой игрой новичков.

Впрочем, можно посмотреть на старт «Автомобилиста» и с долей скепсиса. Календарь на старте сезона у команды был не самым сложным: из 10 матчей четыре пришлись на соперников, которые в прошлом году не попали в плей-офф, плюс была игра с потухшей с середины прошлого чемпионата «Ладой». Получится ли возводить ловушки в средней зоне в играх с более мастеровитыми командами? Да и в прошлом году екатеринбуржцы начинали хорошо — и два года назад тоже, и даже первые матчи при Билле Питерсе были атакующим ураганом.

Вопрос в другом: избежит ли команда своего почти традиционного осеннего провала? По сравнению с падениями, которые клуб испытывал несколько лет подряд, прошлогодний спад сложно было назвать полноценным кризисом. И игроки, и тренеры в интервью говорили, что спадом это нельзя было назвать, но факт налицо: перед паузой на Матч звёзд «Автомобилист» проиграл 13 игр из 20, набрал лишь 40% очков на этом отрезке и опускался на седьмое место Востока, при этом выглядел абсолютно потерянным по игре. Некоторые СМИ даже писали, что Заварухин может быть отправлен в отставку. Точно известно одно: на этом отрезке внутри раздевалки не всё было гладко. В итоге всё закончилось хорошо, но клубу надо учиться избегать граблей, которые услужливо разложены в середине чемпионата.

Пока же «Автомобилист» словно бросает вызов тем трендам, которые были установлены в лиге в прошлом году. Вы говорите про атаку и скорость? А мы предпочитаем суровый, но результативный сверхпрагматизм. Все гоняются за молодёжью и искусственно пытаются омолодить состав? В Екатеринбурге даже после ухода ветеранов весной собрана одна из самых возрастных команд КХЛ. Ну а как покажет себя этот нонконформизм в сезоне — время покажет.

Комментарии




Источник